Основные методы работы педагога психолога

Эта работа не будет эффективной без сотрудничества с семьёй ребенка. В частности с родителями. Эмоциональная привязанность к родителям у детей дошкольного возраста очень высока. Психическое развитие детей, их эмоциональное благополучие зависит от взрослых. Семья для ребенка - это ещё и источник общественного опыта.

Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. Ведь именно из семьи ребенок берет всё - и плохое, и хорошее. Часто воспитатели и родители приходят к психологу с жалобами на то, что ребенок дерется, обижает других детей, нарушает правила поведения.

Итак, с кого же начинать работу педагогу-психологу? В данном случае необходима коррекция семейных взаимоотношений, которая начинается с осознания взрослыми зависимости между поведением ребенка и взаимоотношениями в семье. В основе новой философии взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что воспитание детей в семье является приоритетным, за него несут ответственность родители, а все остальные социальные институты, в том числе и дошкольное учреждение, призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность.

Такой подход лежит в основе работы педагога-психолога. Эффективность работы педагога-психолога в ДОУ во многом зависит от правильно выбранных форм и методов работы с родителями при условии применении их в системе. Формы работы педагога-психолога с родителями подразделяются на групповые, индивидуальные и наглядно-информационные.

Групповые формы работы с родителями наиболее распространены. Они подразумевают работу со всем или большим составом родителей ДОУ группы. Это совместные мероприятия педагога-психолога, педагогов и родителей. В некоторых из них участвуют и дети. При проведении Дня открытых дверей психолог знакомит родителей с основными направлениями свой работы, со своим кабинетом, расписанием работы, рассказывает о том, с какими вопросами можно обращаться к психологу.

Нередко родители не видят разницы между психологом и психиатром и не хотят идти на консультацию к педагогу-психологу. Как показывают проведённые опросы родителей, они не всегда компетентны в вопросах психического развития ребёнка, а так же есть темы, которые актуальны для всех категорий родителей особенности того, или иного возрастного периода.

Почти в каждой семье стоит проблема — чем занять ребёнка дома. Родители младших дошкольников испытывают трудности, связанные с кризисом трёх лет, капризами и упрямством. Родителей старших групп интересуют проблемы, связанные с ранней готовностью к школе.

Эти темы можно обсудить и на индивидуальной беседе с родителем, а так же на родительских собраниях и поместить информацию в уголок для родителей.

Психологические игры, упражнения, занятия с элементами тренинга могут проводиться как отдельно, так и в рамках родительского собрания, Родительской гостиной, групповых семейных консультаций. Они направлены на знакомство родителей между собой обычно вновь созданные группы , на групповую сплоченность, на выявление стиля семейного воспитания, способствуют оптимизации семейного общения, конструктивному решению конфликтов.

Психологические игры, упражнения помогают формированию у родителей практических навыков воспитания детей. Проведение психодиагностики ребенка в присутствии родителей - совмещение психодиагностики и консультирования по её итогам, что позволяет родителям более полно увидеть те или иные проблемы в развитии ребенка. Особенно действенен такой подход при определении готовности ребенка к школьному обучению, но он имеет и свои ограничения например, при нарушениях семейного общения, при авторитарных родителях.

По итогам психодиагностики родителям даются рекомендации. Индивидуальные формы предназначены для индивидуальной работы с родителями или другими членами семьи воспитанников. К ним можно отнести индивидуальные психологические консультации и беседы. Педагог-психолог широко использует в своей практике индивидуальные консультации с родителями. Проанализировав причины обращения родителей нашего ДОУ к психологу, можно выделить наиболее часто встречающиеся:. На индивидуальных консультациях психолог применяет все основные методы консультирования: От правильности выбора методов зависит эффективность работы психолога: При проведении индивидуальных консультаций особенно ярко виден уровень профессионализма психолога.

К индивидуальным формам работы относится и такая форма как беседа с родителями воспитанников по вопросам развития и воспитания детей, которая может происходить в приемной, в холле, в групповой комнате. В отличие от психологического консультирования беседа с родителями является более кратковременной и решает менее сложные задачи.

С целью психологического просвещения родителей в приемных групп на стендах вниманию родителей представлены печатные материалы по темам:.

Хотелось бы подробнее остановиться на такой форме работы с родителями как Родительские гостиные. Это гордость нашего ДОУ. В нашем дошкольном учреждении Родительские гостиные проводятся в течение 5 лет. Особенностью проведения гостиных в нашем саду является то, то мы проводим тематические гостиные.

В организации и проведении Родительских гостиных принимают участие администрация ДОУ воспитатели, музыкальные руководители, хореограф, логопеды, педагог-психолог. Приглашаются специалисты общеобразовательных школ учителя начальных классов , врачи невролог, педиатр. Подготовка к Родительской гостиной проходит в несколько этапов и включает в себя следующие мероприятия:. Традиционно Родительские гостиные начинаются с музыкального номера. Дети с удовольствием поют и танцуют для родителей.

Затем, с целью положительного настроя на встречу на снятие напряжения; на знакомство , проводятся игры с родителями. В заключении мероприятия проводится письменный опрос родителей — насколько была интересна и полезна тема.

Проведение тематических родительских гостиных дало свои результаты. Анализируя обратную связь письменный опрос , можно сделать вывод о том, что такая форма работы с родителями как тематическая Родительская гостиная способствует более тесному взаимодействию ДОУ с семьей, росту психолого-педагогической компетенции родителей, росту доверия и взаимоуважения между педагогами и родителями.

В заключение, необходимо отметить, что использование в системе разнообразных форм и методов психологической работы с родителями в ДОУ привело к следующим положительным результатам: Возросла активность родителей на родительских собраниях чаще возникают дискуссии по инициативе родителей, приводят примеры из собственного опыта, повысилась активность при анализе педагогических ситуаций и др.

Увеличилось число вопросов к педагогу-психологу, касающихся ребенка внутреннего мира, его личности. К работе прилагается презентация. Сайт для воспитателей детских садов.

Формы и методы работы психолога в процессе психологического сопровождения становления позитивной Я-концепции младшего школьника

Зарегистрировано Роскомнадзором 28 ноября года. Адрес электронной почты редакции: Главная Блоги пользователей Опубликовать статью Свидетельство Обратная связь Вопросы и ответы. Занятия с детьми Консультации для воспитателей ДОУ Сценарии мероприятий Работа с родителями Физ. Очень интересно и грамотно выстроена структура На основе вашего попробую сделать свое. Читайте также Конспекты занятий Консультации Сценарии.

Конспект занятия по валеологии во второй младшей группе. Организованная образовательная деятельность по коммуникации по теме: Обобщение опыта работы по теме: Елена внучкова Отличный проект Подробнее Я с вами полностью согласна. Считаю, что использование ИКТ способствует активизации познавательной Ирина Ивановна, добрый день, если вам не сложно , можно узнать список литературы применяемые для Новое в блогах Говердовская Ольга Николаевна — Для воспитателей Главная Условия использования материалов Договор-оферта на оказание услуг.

Добавить свою работу Заказать свидетельство Обратная связь. Конспекты занятий Консультации Праздники, игры, викторины, развлечения.